Обращение с отходами автотранспорта при ремонте и замене испорченных деталей на СТО
- Обращение с отходами замененных и возвращенных (переданных) деталей, узлов и агрегатов на СТО
- Возможный перечень образующих отходов на станциях техобслуживания автомобилей (СТО).
- Нюансы обращения с отходами от автотранспорта, которые могут вытекать из специфики договорных отношений. Инструкция по обращению с отходами замененных и возвращенных (переданных) деталей, узлов и агрегатов на СТО
Имеется немалый пласт вопросов, который охватывает нюансы обращения с образующимися отходами при ремонте и обслуживании автомобилей на станциях технического обслуживания (СТО). Он возникает в зависимости от источника получения или оказания данного вида услуг: или у заказчика услуг на ремонт и техническое обслуживания автомобилей, или у исполнителя – производителя отходов при ремонте и техническом обслуживании автомобилей. В статье мы попытаем рассказать про наиболее типичные встречающиеся ситуации при обращении с отходами с той и с другой стороны.
Однако давайте сначала рассмотрим общие вопросы: что же именно образуется в качестве отходов на станциях технического обслуживания автомобилей, какие именно отходы. При осуществлении ремонтных работ, как показала практика, могут образовываться как простые виды отходов типа металла, так и сложнокомпонентные – различные виды фильтров, так и жидкие – различные виды отходов отработанных масел. Типичные виды отходов, образующиеся на СТО, при техническом обслуживании транспорта и замене испорченных деталей и агрегатов, приведены в таблице ниже.
Наименование отходов | Код отхода | Класс опасности |
Металлические конструкции и детали из железа и стали поврежденные | 3511500 | неопасные |
Отходы сухой уборки гаражей, автостоянок, мест парковки транспорта | 3142413 | четвертый класс |
Металлическая тара, загрязненная ЛКМ | 3510602 | четвертый класс |
Бумажные салфетки, бумага и картон с вредными загрязнениями (преимущественно неорганическими) | 1871300 | четвертый класс |
Пластмассовая упаковка | 5711800 | третий класс |
Отработанные масляные фильтры | 5492800 | третий класс |
Бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами | 1870900 | третий класс |
Обтирочный материал, загрязненный маслами | 5820601 | третий класс |
Уплотнительные прокладки, манжеты, втулки и т.п. отработанные |
5750119 | третий класс |
Синтетические и минеральные масла отработанные | 5410201 | третий класс |
Тормозная жидкость | 5412000 | третий класс |
Остатки этиленгликоля, потерявшего потребительские свойства | 5530301 | третий класс |
Использованная тара от нефтепродуктов | 5492900 | третий класс |
Тормозные композиционные колодки отработанные | 5750905 | третий класс |
Что касается производителей отходов – СТО – то здесь важно знать: согласно договорных отношений, производитель отходов СТО является ли собственником образующихся отходов или же нет. Исходя из этого как у производителя отходов СТО, так и у заказчика услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей возникает ряд обязательств. Одно из главных обязательств – это регистрация сделки по передаче некоторых видов опасных отходов от СТО и заказчиком, в случае, если заказчик забирает замененные дефектные детали. В случае, если договорными отношениями определено, что заказчик с момента образования дефектных деталей остается их собственником, то перехода права собственности нет и, соответственно, никаких сделок регистрировать не нужно.
При осуществления технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТО возникает ряд интересных моментов, связанных с инвентаризацией и учетом образующихся отходов, их нормированием. Стоит помнить, что производитель отходов, то есть СТО, обязано инвентаризировать и осуществлять нормирование образующихся отходов.
В случае, если заказчик забирает из СТО замененные узлы и детали, то в акте инвентаризации, нормативах сведения о таких отходах не отражаются. Поступление и движение же их отражается в журналах учета по форме ПОД, а в инструкции прописывается лишь система сбора, хранение, устанавливается транспортная единица накопления, в случае организации временного хранения, а вот сведения об образовании и источниках образования не прописываются, так как организация не является производителем данного вида отходов.
Также производителю отходов СТО стоит помнить о том, что замененные отработанные автомобильные масла подлежат передаче на переработку в объекты по использованию. Нередко СТО используют такие отходы в личных целях – в качестве топлива в оборудованных отопительных котлах. Но нужно помнить и знать, что отработку можно использовать в личных целях для получения тепловой энергии только, если это делать правильно согласно закону. Во-первых, печь (котел) с помещением, где происходит сжигание отработки, должна быть зарегистрирована в реестре по использованию отходов как такой объект, а также оформлены и получены иные разрешительные документы, позволяющие использовать отработку таким вот образом у себя в организации.
И последнее, важным аспектом при обращение с образующимися отходами транспорта, является порядок обращения с шинами и аккумуляторами. Специфика их учета на предприятии не позволяет в момент замены этих компонентов на автомобиле в сервисных центрах сразу назвать замененные компоненты отходами. Это происходит потому, что назвать шины или аккумуляторы отходом можно только при их списании с бухгалтерского учет, что, как показала практика, происходит значительно позже, чем их фактическая замена на СТО. Поэтому нередко замененные и отработанные, утратившие свои потребительские свойства шины и аккумуляторы продолжают лежать на складах организации как вещи, стоящие на учете в организации до момента их фактического списания. Кроме того, принимать от других, использовать и перерабатывать отработанные аккумуляторы согласно разрешительных документов у нас может только одна организация – ОАО «БЕЛЦВЕТМЕТ».
Что же касается заказчика услуг СТО, то есть еще один чрезвычайно важный момент документального сопровождения движения отходов, выдаваемый станциями техобслуживания автомобилей, который никак нельзя игнорировать и стоит заполнять правильно. Это заказ — наряды, акты выполненных работ или иные официальные документы, которые подтверждают то, что исполнителем были оказаны услуги. В них, как правило фигурирует строка, где прописано то, что отказался ли заказчик от замененных при техобслуживании деталей или же нет. Игнорировать и не заполнять, не делать отметку в данном месте не стоит. Обязательно нужно отметить фактически произведенные действия – вы приняли и забрали замененные на СТО и вас узлы и детали себе или же оставили их на СТО. В зависимости от того: забрали вы ли детали или нет, будет зависеть дальнейший порядок обращения с такими видами отходов.