Обязанности организаций – юридических лиц по обращению с отходами

- Что собой подразумевает понятие — обращение с отходами производства?
- Какие основные обязанности имеются у организаций касательно обращения с отходами производства, закрепленные в Законе.
- Какие типичные недоработки встречаются при организации обращения с отходами в организациях.
Обращение с отходами – это совокупность действий производителя отходов начиная с момента их образования и заканчивая моментом документально подтвержденного их передачи сторонним организациям с целью дальнейшего их утилизации. Каждый из этапов движения отходов в тот промежуток времени, когда производитель таковых является собственником, регламентируется различными нормами законодательства. Одним из основополагающим документов, в котором досконально и скрупулезно прописан весь обобщенный и систематизированный порядок обращения с отходами у организации, является Инструкция по обращению с отходами производства.
В данной статье мы рассмотрим обязанности по обращению с отходами, которые регламентируются для юридических лиц статьей №17 Закона по обращению с отходами.
Наиболее интересными пунктами для организаций являются 1 и 2.
Согласно им все юрлица без исключений обязаны образующиеся у них отходы не только собрать и разделить на виды, но и обеспечить путем передачи этих отходов на использование, обезвреживание или захоронение. Стоит отметить, что процесс передачи отходов должен быть оформлен документально. Наиболее типичные распространенные ошибки возникают, как правило, при обращении с различными видами вторичных материальных ресурсов, которые образуются в офисе. Когда работники административных помещений передают образовавшиеся у них отходы «в школу детям для сбора макулатуры». Согласно закону так поступать неверно.
Чтобы согласно вышеназванным пунктам, в случае необходимости, достоверно предоставить информацию по обращению с отходами и движению отходов на предприятии, организации должны вести учет таких отходов. Учет, как правило, в большинстве организаций отражен в системе журналов ПОД-9, ПОД-10, а движение отходов – или в сопроводительных паспортах перевозки отходов, или же в допустимых случаях – в накладных. Поэтому так важно вовремя и правильно заполнять журналы учета, а сопроводительные паспорта регистрировать в журнале учета таких паспортов.
Что же касается обязанностей организации, определенные пунктом 2 статьи №17 Закона по обращению с отходами, то они следующие.
В организации обязательно должно быть назначено ответственное лицо(а), которое(ые) будет(ут) отвечать за всю деятельность, связанную со всеми этапами обращения с отходами в организации.
Кроме того, организации обязаны систематически вести учет отходов, о чем писалось выше, а также проводить в установленном порядке инвентаризацию отходов.
Отдельно хотелось бы остановиться на обязанности организаций осуществлять разработку Инструкции по обращению с отходами. Как показала практика, в связи с тем, что некоторыми нормативными актами допускается то, что отдельные категории юрлиц по тем или иным причинам, определенными экологическим законодательством, могут у себя не иметь разработанную непосредственно для себя Инструкцию, возникает ряд ложных самотрактовок и непонимания. В случае, если такая организация пользуется правом и не разрабатывает для себя Инструкцию по отходам, это не значит, что все остальные нормы экологического законодательства в отношении нее перестают действовать автоматически. Обязанность по сбору, разделению отходов по видам, сортировки таких отходов, организации мест временного хранения и обязанность заключения договоров со специализированными организациями, осуществляющие утилизацию отходов, никто не отменял.